ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
Основные направления бюджетной и налоговой политики Магаданской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов определяют стратегию администрации Магаданской области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики.
Основная цель бюджетной и налоговой политики Магаданской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии со стратегией социально-экономического развития Магаданской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Магаданской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Магаданской области от 07 декабря 2007 г. № 934-ОЗ "О бюджетном процессе в Магаданской области". При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах от 28 июня 2012 года;
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах от 13 июня 2013 года;
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Отличительной особенностью областного бюджета является то, что впервые областной бюджет сформирован на среднесрочный период 2014 - 2016 годов - на очередной финансовый год и плановый период. Бюджеты муниципальных образований, как и прежде, будут формироваться сроком на один финансовый год.
1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики Магаданской
области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
- разработка и утверждение бюджета с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства, определения приоритетов бюджетных расходов, направленных на повышение уровня и качества жизни жителей Магаданской области;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Магаданской области как базового принципа ответственной бюджетной политики;
- безусловное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации 2012 года, с учетом оптимизации расходов и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики
Магаданской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
- минимизация рисков несбалансированности при бюджетном планировании;
- обеспечение максимальной мобилизации доходов консолидированного бюджета Магаданской области;
- поддержка инвестиций и модернизации производства, повышение предпринимательской активности;
- концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении эффективности и качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение реализации первоочередных задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации 2012 года.
- повышение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, создание условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов, концентрация их на проблемных направлениях.
2.1. Основные направления налоговой политики и
формирование доходов бюджета на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов
Формирование доходов консолидированного бюджета Магаданской области в 2014 - 2016 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, а также исходя из динамики основных макроэкономических показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития Магаданской области на среднесрочную перспективу.
В среднесрочный период в Российской Федерации масштабных изменений налоговой системы не планируется. Дальнейшее совершенствование налоговой системы будет осуществляться путем настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории области.
Налоговая политика Магаданской области в период 2014 - 2016 годов будет направлена на сохранение и увеличение доходного потенциала, в том числе за счет поддержки инвестиционной деятельности, предпринимательской активности, стимулирование инновационной деятельности.
Приоритетными задачами в области налоговой политики региона в 2014 - 2016 годах являются:
1. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, использование права предоставления льгот по налогу на прибыль организаций категориям налогоплательщиков, осуществляющих масштабные инвестиции в экономику области.
2. Продолжение работы по систематизации действующих налоговых льгот, мониторинг их эффективности и оценки на предмет возможной отмены в случае недостижения предполагаемого результата от их предоставления.
3. Совершенствование налогового администрирования, актуализация баз данных, сокращение недоимки по региональным и местным налогам.
4. Подготовка к введению местного налога на недвижимость и налогообложению престижного потребления.
5. Создание максимально комфортных, благоприятных условий для осуществления деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также развития малого и среднего бизнеса на территории Магаданской области за счет применения организациями и индивидуальными предпринимателями пониженной ставки по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, выбравших в качестве объектов налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установленной региональным законом для отдельных видов экономической деятельности, и применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Магаданской области, введенной на территории Магаданской области соответствующим региональным законом.
Налоговая политика Магаданской области, связанная с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации и Магаданской области, предусматривает с 1 января 2014 года:
1. Изменение нормативов зачисления доходов, предусматривающее зачисление в местные бюджеты в полном объеме:
- доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
- средств от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
2. Увеличение на 10 % норматива зачисления в областной бюджет доходов от налога на доходы физических лиц за счет сокращения:
с 20 % до 15 % норматива отчислений от указанного налога, передаваемых в бюджеты муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета в рамках межбюджетного регулирования;
с 20 % до 15 % норматива отчислений от указанного налога, установленных для зачисления в бюджеты муниципальных районов (городских округов).
3. Увеличение на 5 % норматива зачисления в областной бюджет доходов от налога на прибыль организаций за счет сокращения:
с 10 % до 5 % норматива отчислений от указанного налога, передаваемых в бюджеты муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета в рамках межбюджетного регулирования.
4. Снижение на 50 % норматива отчислений в областной бюджет от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, за счет передачи 50 % норматива отчислений от указанного налога в федеральный бюджет.
5. Установление дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты налоговых доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в размере 10 % отчислений от указанных доходов в консолидированный бюджет Магаданской области.
При определении объема доходной части областного бюджета и дорожного фонда Магаданской области соответственно на 2014 - 2016 годы учтено внесение изменения в статью 2 Закона Магаданской области «О транспортном налоге» в части повышения налоговых ставок. Последнее повышение налоговых ставок транспортного налога было проведено в 2009 году.
Продолжится практика ведения мониторинга изменений федерального налогового законодательства и внесение соответствующих изменений в областное налоговое законодательство и правовые акты муниципальных образований региона.
Важнейшим направлением остается разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов консолидированного бюджета Магаданской области и снижением недоимки по налогам и сборам.
2.2. Основные направления бюджетной политики на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов
в части расходов бюджета
При формировании бюджета приоритетными расходами должны стать расходы на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг.
В 2014 - 2016 годах необходимо:
1) выполнить показатели "дорожных карт" по уровню заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с показателями Указов Президента Российской Федерации;
2) оптимизировать структуру и штатную численность учреждений путем проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа работника бюджетной сферы;
3) провести мероприятия с учетом отраслевых специфик по возможному привлечению на повышение заработной платы средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений;
4) повысить адресность социальной поддержки граждан на основе критерия нуждаемости граждан для достижения максимального социального эффекта от оказания поддержки из областного бюджета.
5) обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов за счет оптимизации государственных закупок и бюджетной сети.
К основным приоритетам в социальной сфере, исходя из реальных возможностей областного бюджета, при формировании расходов на очередной финансовый год отнесено решение следующих:
в области образования - осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования, обеспечение условий для получения качественного образования, реструктуризация и развития сети образовательных учреждений всех уровней;
в области культуры - основой формирования бюджета является реализация государственной политики в сфере культуры, искусства, образования в сфере культуры, охрана и использование объектов культурного наследия Магаданской области;
в сфере здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи, сохранение достигнутых темпов роста рождаемости, снижение уровня смертности, обеспечение доступной, соответствующей стандартам, качественной специализированной медицинской помощью население и развитие профилактической направленности здравоохранения, формирующего идеологию здорового образа жизни населения.
в сфере социальной политики - повышение уровня и качества жизни населения путем обеспечения всеобщей доступности гарантированных социальных услуг, качественного социального обслуживания населения, предоставление мер социальной поддержки, оказание адресной социальной помощи остронуждающимся гражданам отдельных категорий.
Продолжится реализация мер, направленных на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы. Администрация Магаданской области в полной мере обеспечивает соблюдение трудовых прав работников учреждений бюджетной сферы в области оплаты труда. В целях поддержания достойного уровня жизни населения ежегодно принимаются решения по увеличению заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы.
Кроме того, согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается размер минимальной заработной платы в Магаданской области региональным трехсторонним соглашением между Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, администрацией Магаданской области и Объединением работодателей Магаданской области. С 1 сентября 2013 года размер минимальной заработной платы в Магаданской области увеличен до 14550 рублей.
Формирование расходных обязательств консолидированного бюджета Магаданской области на 2014 год произведено с учетом сохранения уровня произведенного повышения заработной платы в 2013 году на 3 % с 01 апреля и 2,5 % с 01 октября, на 2015 год и 2016 год фонд оплаты труда по категориям работников остался на уровне 2014 года без индексации.
Начисления на выплаты по оплате труда предусмотрены в размере 30,2% по государственным учреждениям и 28% по органам исполнительной власти, с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Планируется провести индексацию по уровню инфляции:
- публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, начиная с 2014 года ежегодно на 5%:
- стипендиального фонда для обучающихся в учебных заведениях с 1 сентября 2014 года на 5,0%, с 1 сентября 2015 года – на 5%, с 1 сентября 2016 года – на 5%.
Расходы на оплату проезда в отпуск планировались по заявкам бюджетополучателей, исходя из графика отпусков работников, имеющих право на оплату проезда в отпуск с членами их семей. Расходы на оплату коммунальных услуг проиндексированы на 5% ежегодно, начиная с 2014 года. Произведена оптимизация в 2014-2016 годах бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям и расходов на содержание казенных учреждений и центральных аппаратов в 2014 году на 5% , в 2015 году на 17%, в 2016 году на 5%.
На очередной финансовый год сохраняются перечень и формы оказания социальной помощи. Будет продолжено финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям, ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, почетным гражданам Магаданской области, т.е. реализация публичных обязательств, средства которых направляются на выплату льготным категориям граждан социальных гарантий.
2.3. Основные направления бюджетной политики на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов
в сфере межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения в 2014 - 2016 годах будут строиться с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и, следовательно, изменением бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Магаданской области по формированию расходов соответствующих бюджетов, а также формированию доходной базы областного и местных бюджетов.
На федеральном уровне продолжается работа по инвентаризации и уточнению разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и доходных источников между соответствующими бюджетами.
Так, с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с местного на региональный уровень передается обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях. Дополнительные расходы областного бюджета на 2014 год оцениваются в объеме более 1 084,6 млн. рублей (на 2015 год – 1 140,1 млн. рублей, на 2016 год -1 225,5 млн. рублей). В связи с этим в целях сбалансированности региональных бюджетов на федеральном уровне приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие перераспределение 10 % отчислений от налога на доходы физических лиц с местных в региональные бюджеты. Кроме того, недостающие доходы по областному бюджету на данные дополнительные расходы будут компенсированы за счет уменьшения с 10 % до 5 % норматива отчислений по налогу на прибыль организаций в бюджеты муниципальных районов (городских округов).
Финансирование указанных полномочий будет осуществляться за счет субвенций из областного бюджета. В этих условиях необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения более высоких результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.
В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2014 года 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, будут зачисляться в местные бюджеты по дифференцированным нормативам.
Размеры дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты будут устанавливаться законом Магаданской области об областным бюджете на очередной финансовый год и плановый период, исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, определяемой на основании официальной статистической информации по состоянию на 1 января текущего финансового года. Одновременно решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете) в местных бюджетах будут созданы муниципальные дорожные фонды.
На 2014 год планируется усовершенствовать межбюджетные отношения в области стимулирования финансовой самостоятельности муниципальных образований области.
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в Магаданской области останутся:
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;
- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований области, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований области бюджетного законодательства;
- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В целях решения поставленных задач планируется:
- продолжить применение практики поощрения органов местного самоуправления муниципальных образований области в форме выделения дотаций на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
- продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований области за проводимую бюджетную политику;
- сохранить механизм кредитования муниципальных образований области из областного бюджета.
Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.
Важной задачей также остается повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне, что должно способствовать снижению риска несбалансированности местных бюджетов.
На региональном уровне также будет продолжен мониторинг качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
3.4. Основные направления бюджетной и налоговой политики
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в области
управления государственным долгом Магаданской области
С учетом заявленных на федеральном уровне приоритетов в социальной сфере долговая политика области на период 2014 - 2016 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета и недопущение неоправданного роста государственного долга.
Государственные заимствования в среднесрочной перспективе будут оставаться основным источником финансирования дефицита областного бюджета. В связи с этим актуальным остается проведение ответственной долговой политики.
В целях осуществления эффективного управления государственным долгом необходимо:
1) привлечение кредитных ресурсов в кредитных учреждениях Российской Федерации в виде кредитных линий, что позволяет осуществлять заимствования по мере необходимости при отсутствии средств на едином счете бюджета с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
2) привлечение бюджетных краткосрочных кредитов на кассовый разрыв из федерального бюджета;
3) погашение кредитных ресурсов ранее сроков, установленных кредитными договорами и соглашениями;
4) приоритетное привлечение бюджетных кредитов с использованием преимущества низких ставок в сравнении с кредитными организациями;
5) управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета с целью снижения привлечения заемных средств.